ПОВЫШЕНИЕ ПРОЧНОСТНЫХ И ТРИБОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕМЕНТОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ НА ОСНОВЕ КОМБИНИРОВАННЫХ МЕТОДОВ УПРОЧНЕНИЯ ПРИПОВЕРХНОСТНЫХ СЛОЕВ

М. А. Ткачук, О. В. Веретельник, А. В. Грабовский, С. А. Кравченко, С. Ю. Белик

Аннотация


В статье предложены способы повышения прочностных и трибомеханических характеристик элементов машиностроительных конструкций на основе комбинированных методов упрочнения поверхностных слоев. С использованием полученных экспериментальных данных и результатов лабораторных исследований установлены некоторые физико-механические характеристики образованных таким образом поверхностных слоев деталей. Решена задача контактного взаимодействия упрочненных деталей конструкций. Установлены характерные особенности распределения контактных давлений и напряжений в сопряжении упрочненных деталей ДВС.

Ключевые слова


ДВС; прочность; трибомеханические характеристики; комбинированный метод упрочнения; дискретно-континуальное упрочнение; напряженно-деформированное состояние; контактные давления; износ

Полный текст:

PDF

Литература


Двигуни внутрішнього згоряння / [А.П. Марченко, М.К. Рязанцев, А.Ф. Шеховцов.]. – Серія підручників у 6 томах / За редакцією проф. А.П. Марченка, засл. діяча науки України, проф. А.Ф. Шеховцова – Харків: Видавн. центр НТУ“ХПІ”, 2004.

Wriggers P. Computational Contact Mechanics / P. Wriggers.– Berlin-Heidelberg: Springer–Verlag, 2006. – 518 p.

Джонсон К. Механика контактного взаимодействия. – М.: Мир, 1989. – 510 с.

Аргатов И.И. Основы теории упругого дискретного контакта: Учебное пособие / Аргатов И.И., Дмитриев Н.Н. – СПб.: Политехника, 2003. – 233 с.

Демкин Н.Б. Контактирование шероховатых поверхностей / Демкин Н.Б. – М.: Наука, 1970. – 228 с.

Belytschko T., Liu W.K. and Moran B. Nonlinear Finite Elements for Continua and Structures – New York: J. Wiley & Sons. – 2000. – 600 pp.

Ткачук Н.Н. Анализ контактного взаимодействия сложнопрофильных элементов машиностроительных конструкций с кинематически сопряженными поверхностями: дисс. канд. техн. наук: спец. 05.02.09. –Харьков, 2011. – 203 с.

Горячева И.Г. Механика фрикционного взаимодействия / И.Г. Горячева. – М.: Наука, 2001. – 478 с.

Посвятенко Е.К. Наукове обґрунтування ефективності процесу деформуюче-ріжучого протягування: Автореф. … д-ра техн. наук: 05.03.01 / Е.К. Посвятенко: ІНМ ім. В.М.Бакуля НАН України. – К., 1993. – 35 с.

Материаловедение. Учебник / С.С. Дяченко, И.В. Дощечкина, А.А. Мовлян, Э.Ч. Плетаков. Под ред. Проф. С.С. Дьяченко. – Харьков.: ХНАДУ. 2010. – 464 с.

Гончаров В.Г. Підвищення ресурсу транспортної техніки удосконаленням технології ремонту колінчастих валів: Автореф. канд. техн. наук: 05.22.20 / В.Г. Гончаров: Харківський національний автомобильно-дорожный ун-т. –Х.: 2008.

Шпаковский В.В. Научно технические основы улучшения показателей ДВС применением поршней с корундовым слоем // дис. доктора техн. наук : 05.05.03 / Шпаковский Владимир Васильевич. – Харьков, 2010. – 425 с.

Ткачук Н.Н. Конечно-элементные модели элементов сложных механических систем: технология автоматизированной генерации и параметризированного описания / Ткачук Н.А., Гриценко Г.Д., Чепурной А.Д., Орлов Е.А., Ткачук Н.Н. и [др.] // Механіка та машинобудування. – Харків: НТУ „ХПІ”, 2006. – № 1. – С.57-79.

Веретельник О.В. Контактное взаимодействие поршня с гальваноплазменной обработкой боковой поверхности со стенками цилиндра ДВС / Веретельник О.В., Ткачук Н.А., Белик С.Ю. // Вісник НТУ «ХПІ». Зб. наук. праць. Тем.вип.: Машинознавство та САПР. – Харків : НТУ «ХПІ», 2012. – № 22. – С. 32–39.

Шпаковский В. В. Снижение коэффициента трения коленчатый вал-вкладыш двигателей магистральных тепловозов применением дискретного упрочнения и гальваноплазменной обработки / В. В. Шпаковский, С. А. Кравченко, А. К. Олейник // Двигатели внутреннего сгорания. – 2013. – №1 – С. 98-101.

Белик С.Ю. Оценка механических потерь автотракторных дизелей с газотурбинным наддувом: дисс. канд. техн. наук : 05.05.03 / Белик Сергей Юрьевич. – Харьков. – 2013. – 178 с.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.