ОЦЕНКА ТОПЛИВО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОРШНЕВОГО ДВС ЭНЕРГОУСТОНОВКИ С УЧЕТОМ ВЫБРОСОВ БЕНЗ(А)ПИРЕНА И ПОЛИЦИКЛИЧЕСКИХ АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.20998/0419-8719.2020.1.07

Ключевые слова:

экологическая безопасность, технологии защиты окружающей среды, энергетические установки, поршневые двигатели внутреннего сгорания, выброс поллютантов, критериальное оценивание, бенз(а)пирен, полициклические ароматические углеводороды

Аннотация

В данном исследовании усовершенствованы предложенные автором ранее методики определения значения массо­вых часовых выбро­сов бенз(а)пирена и полициклических ароматических углеводородов с потоком отработавших газов дизельного двигателя. Целью исследования является получение величин комплексного топливно-экологического крите­рия, характеризующих уровень экологической безопасности процесса эксплуатации дизельных двигателей с учетом выб­росов бенз(а)пирена и полициклических ароматических углеводородов как токсичных и канцерогенных полютантов. По­лучены распределения таких выбросов по полю ра­бочих режимов автотракторного дизеля 2Ч10,5/12 и по режимам стандартизирова­нно­го стационарного испытательного цикла ESC. Усовер­шенствованы ма­те­матический аппарат и методика применения комплексного топливно-экологического критерия проф. Игоря Парса­данова. По­лучены распреде­ления значений этого показателя уро­вня экологической безопасности процесса эксплуа­та­ции энергоустановок с порш­не­вым ДВС по полю рабочих режимов автотракторного ди­зеля 2Ч10,5/12 и по режимам стандартизированного ста­ционарного испытательного цикла ESC, а также его среднеэксплуатационное зна­чение. Ус­тановлено, что средне­экс­плуатационные значения критерия Kfe и эффекта δKfe для всех исследованных вариантов уче­та массовых часовых выб­росов Б(а)П и ПАУ с потоком отработавших газов дизеля почти идентичны друг другу и сни­жают зна­чение критерия Kfe на 29 – 32 % – с 63 ‰ до 42 – 45 ‰. Научная новизна полученных ре­зу­ль­татов заключается в том, что получил да­ль­нейшее развитие подход проф. Игоря Парсаданова к критериальному оце­ни­ванию топливно-экологической эффек­тив­но­с­ти процесса эксплуатации автотракторных дизельных двигателей как части энергоустановки с учетом массовых часовых выбросов бенз(а)пирена и полициклических ароматических углево­до­родов с потоком отработавших газов пор­шневого ДВС как токсичных полютантов, а также в разработке методики определения таких выбросов и их весомости в направ­ле­нии применения этого математического аппарата для стандартизи­рован­ных стационарных испытательных циклов.

Библиографические ссылки

Парсаданов І.В. Підвищення якості і конкуренто¬спро¬можності ди¬зелів на основі комплексного паливно-екологічного критерію: мо¬но¬графія / І.В. Парса¬да¬нов – Х.: Центр НТУ «ХПІ», 2003. – 244 с.

Kondra¬tenko O.M. Metrolo¬gi¬cal as¬pects of complex crite¬ria-based assessment of ecolo¬gi¬cal sa¬fety level of explo¬ita¬tion of recipro¬cating engi¬nes of power plants: Monograph / О.М. Kondra¬tenko. – Х.: Стиль-Издат (ФОП Бро¬він О.В.), 2019. – 532 с.

Време¬н¬ная типовая методика определения экономической эф¬феꬬти¬в¬ности осуществления природоохранных меро-при¬я¬тий и оценки эко¬но¬мического ущерба, причиняемого нବродному хазяйству загряз¬не¬ни¬ем ок¬ру¬жающей среды / А.С. Быстров, В.В. Варанкин, М.А. Ви¬лен¬ский и др. – М.: Экономика, 1986. – 96 с.

Каніло П.М. Автомобіль та навколишнє середовище / П.М. Каніло, І.С. Бей, О.І. Ро¬венський. – Х.: Прапор, 2000. – 304 с.

Kondraten¬ko O.M. Assessment of ecological and chemical efficiency of exploitation process of reciprocating ICE of ve¬hicle with con¬cideration of emission of sulphur oxides, ben¬zo (a)py¬rene and polycyclic aromatic hydrocarbones / O.M. Kon¬dratenko // Technogenic and Ecological Safety. – Х.: НУЦЗУ, 2020. – № 7(1/2020). – С. 38 – 50. – DOI: 10.5281/zenodo.3780076.

Дизели с воздушным охлаждением Владимирского тракторного завода / В.В. Эфрос [и др.]. – М.: Машино¬строение, 1976. – 277 с.

Uniform provision concerning the approval of compression ignition (C.I.) and natural gas (NG) engines as well as positive-ignition (P.I.) engines fuel¬led with liquefied petroleum gas (LPG) and vehicles equi¬p¬ped with C.I. and NG engines and P.I. engines fuelled with LPG, with regard to the emissions of pollutants by the engi¬ne: regulation United Nations Economic and Social Council Economics Commission for Europe Inland Transport Com¬mi¬t¬tee Working Party on the Construction of Vehicles of 26 January 2013 year Regulation No. 49, Revision 6 [Electronic recourse]. – Geneva: UNECE, 2013. – 434 p. – URL: https:// www.unece.org/fileadmin/DAM/trans/main/wp29/wp29regs/2013/R049r6e.pdf.

Ma¬the¬matical model of efficien¬cy of di¬esel particu¬la¬te matter filter / O.M. Kon¬dra¬ten¬¬ko, O.P. Stro¬kov, S.O. Vam¬bol, A.M. Av¬ra-me¬n¬ko // Sci¬entific Bulle¬tin of National Mining University. – 2015. – Is¬sue 6 (150). – C. 55–61.

Assess¬ment of im¬pro¬vement of eco¬lo¬gi¬cal safety of power pla¬nts by arra¬n¬¬ge¬ment of pol¬lu¬tants ne¬u¬¬tra¬lization sys¬tem / S. Vam¬-bol, V. Vambol, O. Kon¬dra¬ten¬ko, Y. Su¬chi¬ko¬va, O. Huren¬ko // Eastern-Eu¬ro¬pean Jo¬urnal of En¬terprise Tech¬no¬lo¬gies. – 2017. – № 3/10 (87). – C. 63–73.

Crite¬ria based assessment of the level of eco¬lo¬gical safety of ex¬plo¬¬ita¬tion of electric ge¬ne¬rating po¬wer plant that consumes bio¬fuels / O. Kon¬dratenko, I. Mi¬shchen¬ko, G. Cher¬no¬bay, Yu. Derkach, Ya. Suchikova // Bo¬ok of Papers of 2018 IEEE 3rd Interna¬tional Interna¬tional Con¬fe¬ren¬ce on In¬telligent En¬ergy and Po¬wer Systems (IEPS–2018), 10–14 Sep¬tember 2018. – Khar¬kiv, NTU «KhPI». – C. 185–189, DOI: 10.1109/ IEPS.2018.8559570.

Description of mass hourly emissi¬ons of particulate matter of diesel engine by be¬ta-distri¬bution with taking into account the passport accuracy of gas analy¬zer / O.P. Strokov, O.M. Kon¬dratenko, V.Yu. Ko¬loskov, I.V. Mishchenko // Двигуни внутрішнього зго¬ря¬ння. – 2019. – № 1. – рр. 49 – 62.

Загрузки

Опубликован

2020-08-31

Выпуск

Раздел

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ДВС